Антимонопольный комплаенс
Антимонопольный комплаенс - это совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения
Антимонопольное законодательство - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции
Антимонопольный орган - Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и её территориальные управления
Риски нарушения антимонопольного законодательства - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции в результате несоблюдения антимонопольного законодательства.
Цели антимонопольного комплаенса:
- обеспечение соответствия деятельности органа исполнительной власти Магаданской области требованиям антимонопольного законодательства;
- профилактика и сокращение количества нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти Магаданской области;
- повышение уровня правовой культуры в органе исполнительной власти Магаданской области.
Задачи антимонопольного комплаенса:
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
- контроль за соответствием деятельности органа исполнительной власти Магаданской области требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности функционирования в органе исполнительной власти Магаданской области антимонопольного комплаенса.
Федеральные:
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
- Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р «О методических рекомендациях по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы»
- Приказ ФАС России от 05.02.2019 № 133/19 «Об утверждении методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса»
Региональные:
- Распоряжение губернатора Магаданской области от 31.01.2019 № 17-р «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Магаданской области»
Локальные:
- Приказ министерства культуры и туризма Магаданской области от 13 февраля 2019 г. № 44 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве культуры и туризма Магаданской области»
- Приказ министерства культуры и туризма Магаданской области от 03 июля 2019 г. «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по снижению нарушений антимонопольного законодательства в министерстве культуры и туризма Магаданской области»
- Приказ министерства культуры и туризма Магаданской области от 24 ноября 2020 г. № 244 «Об утверждении карты комплаенс-рисков нарушений антимонопольного законодательства в министерстве культуры и туризма Магаданской области»
- Приказ министерства культуры и туризма Магаданской области от 30.12.2019 г. № 331 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по снижению нарушений антимонопольного законодательства в министерстве культуры и туризма Магаданской области»
Уведомление о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по исчерпывающему перечню нормативно-правовых актов министерства культуры и туризма Магаданской области 2016-2019 годов в рамках проведения анализа о целесообразности (нецелесообразности) внесения в них изменений для выявления и исключения рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Дата начала сбора замечаний и предложений: 29 ноября 2019 года
Адрес для направления замечаний и предложений: АdushevaI@49gov.ru
Срок окончания сбора замечаний и предложений: 11 декабря 2019 года
По итогам мониторинга замечаний и предложений не поступало.
Файл доклада.pdf (132.39 КБ)
Доклад о ходе внедрения антимонопольного комплаенса (системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства) в министерстве культуры и туризма Магаданской области в 2019 году
- Общие положения
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжения губернатора Магаданской области от 31 января 2019 года № 17-р «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Магаданской области» в целях создания и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства министерством культуры и туризма Магаданской области (далее – Министерство) осуществлены следующие мероприятия:
- издан приказ от 13 февраля 2019 г. № 44 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве культуры и туризма Магаданской области».
Работники Министерства ознакомлены с приказом.
Вышеуказанным приказом:
- определены должностные лица, ответственные за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства,
- Возложены обязанности коллегиального органа по оценке эффективности организации и функционирования в министерстве культуры и туризма Магаданской области соответствия антимонопольного комплаенса требованиям антимонопольного законодательства на коллегию министерства культуры и туризма Магаданской области.
- В целях выявления и исключения рисков нарушения антимонопольного законодательства, а также проведения анализа о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Магаданской области, относящиеся к компетенции министерства, определен перечень нормативных правовых актов Магаданской области в сфере культуры, а также размещено уведомление на официальном сайте департамента в региональной информационной системе «Открытый регион» о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню нормативных правовых актов на соответствие их антимонопольному законодательству.
Замечаний о несоответствии нормативных правовых актов министерства антимонопольному законодательству от граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц не поступало. Внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, находящиеся в ведомстве министерства, не требуется.
Проведена оценка рисков нарушений антимонопольного законодательства, в результате которой приказом от 13 июня 2019 г. № 180 утверждена карта рисков нарушений антимонопольного законодательства.
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве проводятся следующие мероприятия: - анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб). - анализ нормативных правовых актов проектов нормативных правовых актов Министерства - мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства и рисков нарушения антимонопольного законодательства. В результате проведенного анализа риски нарушения антимонопольного законодательства усматриваются при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в которых при проведении процедур усматриваются как незначительные уровни риска, так и высокие уровни риска.
Выявленные риски отражены в карте комплаенс-рисков Министерства с мероприятиями, направленными на минимизацию и (или) устранение рисков.
В Министерстве проведена работа по осуществлению сбора сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года, анализ которой выявил отсутствие такого рода нарушений (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
Нарушений требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в 2017 – 2019 годы не выявлено.
Мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства показал, что в деятельности факты нарушения антимонопольного законодательства не выявлены. По итогам проведенного анализа нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) сделан вывод об их соответствии антимонопольному законодательству, о нецелесообразности внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.
Проведена оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, проведен расчёт ключевых показателей оценки эффективности антимонопольного комплаенса в министерстве. Расчёт проведен в соответствии с методикой расчёта ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти Магаданской области, утв. распоряжением губернатора Магаданской области от 31 января 2019 года № 17-р «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Магаданской области».
В результате расчета значения итогового показателя общий балл составил 100 баллов (высокая эффективность).
Доклад направлен в коллегиальный орган на утверждение.
Файл доклада.pdf (74.63 КБ)
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», Распоряжения губернатора Магаданской области от 31 января 2019 г. № 17-р «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Магаданской области» (Далее – Распоряжение № 17-р), приказа министерства культуры и туризма Магаданской области (далее – Министерство) от 13 февраля 2019 г. № 44 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве культуры и туризма Магаданской области», соблюдения норм антимонопольного законодательства в 2020 году осуществлены следующие мероприятия:
Проведена оценка рисков нарушений антимонопольного законодательства, в результате которой приказом от 24 ноября 2020 г. № 240 утверждена карта рисков нарушений антимонопольного законодательства.
В ходе оценки выявлены следующие риски нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве:
1) Нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд:
- Включение в конкурсную (аукционную, о проведении запроса предложений, о проведении запроса котировок) документацию излишних требований, выполнение которых непосредственно не влияет на результат и качество выполняемых работ (оказываемых услуг, поставляемого товара), но существенным образом ограничивает возможное число участников конкурентной процедуры;
- Ошибочное/неверное применение процессуальных норм при работе единой комиссии по рассмотрению и оценке заявок (окончательных предложений) участников закупок в виде необоснованного отвода участника закупки.
- Ошибочное/неверное применение процессуальных норм при работе единой комиссии по осуществлению закупок для нужд министерства культуры и туризма Магаданской области по рассмотрению и оценке заявок (окончательных предложений) участников закупок в виде неправомерного допуска участника закупки;
- Непринятие мер по фактам неисполнения условий заключенного государственного контракта в части выполнения работ (оказания услуг, поставки товара) в установленный срок, соответствующего объема и надлежащего качества, а также несвоевременное принятие мер по фактам неисполнения условий заключенного государственного контракта;
- Необоснованный отказ в приемке выполненных работ (оказанных услуг, поставленного товара) в случае, когда работы выполнены (услуги оказаны, товар поставлен) в соответствии с условиями заключенного государственного контракта;
- Необоснованный выбор способа закупки у единственного поставщика, неправомерное заключение контракта с единственным поставщиком (ограничение возможного числа участников закупочной процедуры);
- Включение в конкурсную (аукционную) документацию объективно необоснованных сроков выполнения работ (поставки товара), ограничивающих возможное число участников конкурентной процедуры ввиду невозможности в рамках добросовестной конкуренции выполнить работы (поставить товар) в объективно необоснованные сроки.
2) Нарушения антимонопольного законодательства при согласовании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования имуществом Магаданской области, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества Магаданской области (передача имущества без торгов, нарушения порядка проведения торгов, пролонгирование договора без конкурентных процедур и другие) подведомственных организаций;
- Ограничение возможного числа участников торгов для заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования имуществом Магаданской области, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества Магаданской области
Все риски определены как существенные.
В Министерстве проведена работа по осуществлению сбора сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства за период с 01 января 2017 года по 01 декабря 2020 года, анализ которой выявил отсутствие такого рода нарушений (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
Нарушений требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не выявлены.
В 2020 г. должностное лицо, ответственное за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве культуры и туризма Магаданской области прошло повышение квалификации по теме «Внедрение антимонопольного комплаенса исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления».
Проведена оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, проведен расчёт ключевых показателей оценки эффективности антимонопольного комплаенса в министерстве. Расчёт проведен в соответствии с методикой расчёта ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти Магаданской области, Распоряжением № 17-р.
В результате расчета значения итогового показателя общий балл составил 100 баллов (высокая эффективность).
Доклад утвержден протоколом коллегии при министерстве культуры и туризма Магаданской области № 4 от 15 декабря 2020 года.
Нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при разработке и утверждении конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определения содержания извещения о проведении запроса котировок
- Включение в конкурсную (аукционную, о проведении запроса предложений, о проведении запроса котировок) документацию излишних требований, выполнение которых непосредственно не влияет на результат и качество выполняемых работ (оказываемых услуг, поставляемого товара), но существенным образом ограничивает возможное число участников конкурентной процедуры.
- Включение в конкурсную (аукционную) документацию объективно необоснованных сроков выполнения работ (поставки товара), ограничивающих возможное число участников конкурентной процедуры ввиду невозможности в рамках добросовестной конкуренции выполнить работы (поставить товар) в объективно необоснованные сроки.
Нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в работе единой комиссии по осуществлению закупок для нужд министерства культуры и туризма Магаданской области
- Ошибочное/неверное применение процессуальных норм при работе единой комиссии по рассмотрению и оценке заявок (окончательных предложений) участников закупок в виде необоснованного отвода участника закупки.
- Ошибочное/неверное применение процессуальных норм при работе единой комиссии по осуществлению закупок для нужд министерства культуры и туризма Магаданской области по рассмотрению и оценке заявок (окончательных предложений) участников закупок в виде неправомерного допуска участника закупки.
Нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при исполнении контрактов, приемке выполненных работ (оказанных услуг, поставленного товара)
- Непринятие мер по фактам неисполнения условий заключенного государственного контракта в части выполнения работ (оказания услуг, поставки товара) в установленный срок, соответствующего объема и надлежащего качества, а также несвоевременное принятие мер по фактам неисполнения условий заключенного государственного контракта.
- Необоснованный отказ в приемке выполненных работ (оказанных услуг, поставленного товара) в случае, когда работы выполнены (услуги оказаны, товар поставлен) в соответствии с условиями заключенного государственного контракта
Нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в работе единой комиссии по осуществлению закупок для нужд министерства культуры и туризма Магаданской области
- Необоснованный выбор способа закупки у единственного поставщика, неправомерное заключение контракта с единственным поставщиком (ограничение возможного числа участников закупочной процедуры)
Нарушения антимонопольного законодательства при согласовании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования имуществом Магаданской области, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества Магаданской области (передача имущества без торгов, нарушения порядка проведения торгов, пролонгирование договора без конкурентных процедур и другие) подведомственных организаций
- Ограничение возможного числа участников торгов для заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования имуществом Магаданской области, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества Магаданской области